Одной из разновидностей текущего ремонта автодорог является ямочный ремонт, связанный с реконструкцией дорожного полотна посредством замены покрытия (одежды) в пределах разделанной карты («заплаты»). Ямочный ремонт позволяет устранять большинство повреждений дорожного полотна площадью до 25 кв.м. Ямочный ремонт производится в тех случаях, когда невозможно устройство поверхностного слоя.
Мы рассмотрим технологию ямочного ремонта дорожных покрытий горячими асфальтобетонными смесями, которая включает следующие основные этапы:
- Выбор границ ямочного ремонта;
- Вырезка покрытия в месте ямочного ремонта;
- Удаление материала покрытия;
- Укладка асфальтобетонной смеси;
- Выравнивание и уплотнение уложенного покрытия.
Вырезка покрытия в месте ремонта производится фрезой (дорожной машиной) методом холодного или горячего фрезерования, отбойным обрубочным молотком или нарезчиком швов. В отсутствии дорогостоящей машины для фрезерования и при небольших объемах работ предпочтительней является технология пиления покрытия с использованием нарезчика швов. Как показала практика, при использовании отбойного молотка при обработке внешних границ карты происходит их выкрашивание при дальнейшей эксплуатации, что значительно снижает срок службы отремонтированного покрытия. При использовании нарезчика швов отбойный молоток применяется только для разрушения и выемки покрытия внутри карты.
Удаление материала покрытия в отсутствии фрезерной машины производится ручным способом. При необходимости вторичного использования снятого асфальтобетона размеры кусков не должны превышать 100х100х100 мм.
В подготовленную карту укладывается свежая асфальтобетонная смесь, которая может подвозиться с ближайшего асфальтобетонного завода (АБЗ) или готовиться на месте путем переработки снятого покрытия с использованием рециклера. Укладка смеси при ямочном ремонте производится ручным способом. Уплотнение уложенного асфальтобетонного покрытия при ямочном ремонте производится виброуплотнителем (виброплитой) и/или вибрационным катком малого класса.
Современные методы и технологии ямочного ремонта дорог
От состояния дорожного покрытия зависят такие факторы, как безопасность дорожного движения, скорость транспортного потока, расход топлива и количество вредных выбросов в атмосферу. Кроме того, неисправное дорожное полотно является причиной повышенного шума, вибрации, приводит к излишнему утомлению водителя и способствует износу автомобиля.
В результате перегрузок покрытия, износа и старения его материалов, на покрытии с течением времени возникают всевозможные дефекты, деформации и разрушения (неровности, трещины, сколы, выбоины, ямы и т.п.).
Асфальтирование и ремонтные работы дорожного покрытия осуществляются различными методами, средствами и материалами, в совокупности определяющими качество, срок службы и стоимость, т.е. эффективность таких ремонтных работ. Главная цель этих работ — обеспечить на эксплуатируемой дороге безопасное движение автомобильного транспорта с установленным скоростным режимом.
Как правило, ремонтные работы на покрытии планируются и выполняются чаще всего весной с наступлением устойчивой теплой (не ниже плюс 5 °C) и сухой погоды, хотя порой может возникать потребность в проведении и срочного внепланового или аварийного ремонта практически в любое время года и при любых погодных условиях.
При текущем ремонте покрытий, по мере надобности, могут выполнятся следующие виды работ:
- ямочный ремонт (ликвидация ям, выбоин, сколов);
- заделка трещин;
- асфальтирование — поверхностная обработка или укладка тонких верхних слоев покрытия (ковриков износа).
- горячая асфальтобетонная смесь;
- холодная асфальтобетонная смесь;
- с применением литого асфальтобетона;
- инфракрасный ремонт асфальта;
- по струйно-инъекционной холодной технологии.
- высокое качество заделки дефекта, соответствующее показателям плотности, прочности, ровности и шероховатости основной части покрытия;
- продолжительный срок службы отремонтированного места;
- наличие или доступность требуемых материалов, машин и установок для выполнения ремонта по выбранному методу;
- сложность или простота реализации намеченного метода ремонта в различных погодных условиях;
- оперативность открытия движения транспорта по месту ремонта;
- низкая стоимость или высокая экономичность ремонтных работ.
Актуальной задачей в настоящее время считается обеспечение возможности круглогодичного проведения работ по строительству и ремонту дорожных асфальтобетонных покрытий и повышение их долговечности.
Технология устранения дорожных трещин
Любой исследователь никогда не бывает в полной мере удовлетворён результатом своей работы. Всегда человечество стремилось к получению всё новых, более лучших решений свои проблем. Если говорить о дорогах, то лучшим вариантом будет та дорога, которая будет проложена раз и навсегда, и не потребует в процессе эксплуатации никакого ремонта. В общем, мечтать не вредно.
Прежде всего, нужно учесть то, что негативных факторов, влияющих на качество дорожного полотна, великое множество. Рано или поздно изнашивается любая дорога, появляются дефекты. Если задать вопрос автомобилистам о том, что же, по их мнению, является главной помехой при дорожном движении, то бесспорно, большинство ответов будет: трещины. Действительно, это так. Даже более того, сама по себе трещина может быть незначительного размера, но ведь весь процесс разрушения начинается с малого. Постепенно трещины разрастаются и становятся ямами. Это может быть следствием действия воды, или же постепенного вынашивания каменистой крошки из очага появления трещины. Если попытаться классифицировать главного врага автолюбителей, то можно сказать, узкие трещины (площадью до 5 мм), трещины средних размеров (от 5 до 10 мм) и широкие – 10-30 мм.
Эта классификация, хоть и является очень примерной, всё же важна. Именно размер трещины определяет вид требуемого ремонта, допустимость применения той или иной технологии, и использование необходимого оборудования.
Цель любого ремонта, - направленного на устранение трещин автодорожного покрытия, это предотвращение попадания воды в нижние слои дорожного покрытия. Другими словами, гидроизоляция полотна. В качестве герметика могут использоваться такие материалы, как: битум, резинобитум, или же полимеры на основе битумных смесей.
Если ремонт направлен на устранение узких трещин, щелей полотна, то применения сложных технологий не является необходимостью. Тут процесс очень прост: трещина продувается сжатым воздушным потоком, тщательно просушивается и прогревается (зачастую это происходит одновременно, а не разделяется на два этапа). В качестве материала для ремонта выбирают эмульсии или же мастики жидкой консистенции, что обеспечивает глубокое проникновение в нижние слой покрытия.
Когда дело обстоит с большими размерами трещин (широкие или средние размеры), то первое, что необходимо выполнить – это оценка состояния кромок трещины. Если кромки уже успели разрушиться, то трещину необходимо разделывать. В результате разделывания получается что-то похожее на камеру, в ней и происходит герметизация на растяжение. Чтобы в полной мере обеспечить действие герметизирующего материала, нужно привести трещины к виду квадрата, с одинаковыми сторонами ширины и глубины. Если же кромки трещины не разрушились, и ремонт проводится своевременно, то трещина может быть загерметизирована без разделки.
Стоит ли говорить о своевременности проведения ремонта? Заметьте, что наиболее трудоёмкими, а, следовательно, и дорогостоящими, являются именно разделывания трещин.
Чтобы ремонт был сделан действительно качественно, и дальнейшее разрушение дорожного полотна было остановлено, нужно, чтобы герметик был качественным, и обеспечивал хорошее сцепление отремонтированного участка дорожного полотна с нетронутыми. Кроме того, особое внимание нужно уделить подготовительным работам, то есть этапам просушки и прогревания трещин. Лишь небольшое количество жидкости или влаги может стать критичным для всего результата ремонта. Для улучшения характеристик по сцеплению материалов, в некоторых случаях целесообразно проводить дополнительную обработку кромок трещины. Это делается с помощью специальной склеивающей жидкости, так называемым праймером.
Особое внимание этому процессу предварительной обработки следует уделять, если ремонтируемой дорожное полотно сделано из цементобетонного материала, нежели в случаях асфальтобетонных покрытий. Если же ремонт требуется покрытию из асфальтобетона, то достаточно прогреть зону трещины до определенной температуры. Вяжущее вещество асфальтобетона способно выделяться из общей смеси, и обеспечивать склейку материалов ремонта и имеющегося.
Главным моментом ремонта дорожных трещин является процедура нагрева до температуры 150-180 градусов Цельсия специальной мастики, или эмульсии, которая и заполнит образовавшуюся трещину. Когда мастика находится в горячем состоянии, она имеет свойство лучшего проникновения на всю глубину ремонтируемого участка.
Так же, бывает целесообразно использовать некоторое подобие пластыря на ремонтируемом участке. Сначала трещина проходит весь процесс герметизации, а потом на её поверхности делается заплата, в виде материала пластыря. Его применения призвано укрепить отремонтированные стенки зоны разрушения, как правило, пластырь накладывается толщиной 1-3 мм. Но такой опыт не всегда положителен, порой он напоминает латание слишком ветхой одежды. Если по дорожному полотну происходит движение с высокой интенсивностью транспортного потока, то сам пластырь разрушается очень быстро, и более того, способствует дальнейшему разрушению полотна.
После того как произведена герметизация трещины, ремонт переходит в заключительную стадию. Область ремонта посыпается сухим песком очень мелкого дробления (крупинки порядка 3-5 мм). Это делается для того, чтобы восстановилась общая структура дорожного полотна, часть присыпки впитывается в материал дороги. Кроме того, ещё не затвердевший битум имеет свойство налипать на колёса движущихся автомобилей, а присыпка песком способствует быстротечности процесса застывания.
Весь процесс устранения трещин должен происходить непрерывно. Это подразумевается самой технологией, но и сокращает время ремонта, поскольку водители вынуждены объезжать ремонтируемые участки дороги.